В прошлом году, по данным аудиторов, бюджет сэкономил всего 5% средств, выделенных на госзаказ. Это даже меньше, чем в 2013 г. (7%). Цели, которые изначально ставились при введении новой системы, не достигнуты - сэкономленная сумма снизилась по всем уровням проведения закупок, говорится в отчете Счетной палаты.
Минэкономразвития с критикой не согласно. Ранее министерство опубликовало свой вариант отчета, из которого следовало, что бюджет сэкономил 15% средств. В 2013 г. (когда работал еще 94-ФЗ) цена в ходе торгов была снижена на 424 млрд руб. (7% от общей суммы заказа), а в 2014 г. - на 891 млрд (15%).
При этом оба ведомства использовали одинаковый метод расчета - разницу между начальной ценой контракта в извещении о закупке и ценой заключенного контракта. Об этом говорят представители Минэкономразвития и Счетной палаты.
Однако ведомства использовали разные источники информации. Счетная палата - данные с портала закупок (zakupki.gov.ru), говорится в ее отчете. А Минэкономразвития - информацию Федерального казначейства (копия письма казначейства есть у «Ведомостей»).
За прошлый год было заключено более 2,5 млн государственных и муниципальных контрактов на 5,3 трлн руб., пишет Счетная палата, количество контрактов стоимостью свыше 1 млрд руб. выросло на 26% - 415 закупок на 1,7 трлн руб. (73% из них пришлось на федеральных заказчиков). Увеличение количества способов закупок тоже не оказало существенного влияния на структуру закупок - главный способ по-прежнему электронные аукционы (56%). Доля наиболее коррупциогенного вида закупок - у единственного поставщика - на федеральном уровне также остается высокой: 29,8%. С этими цифрами Минэкономразвития тоже не согласно и утверждает, что число закупок у единственного поставщика, наоборот, сократилась на 67%.
Сейчас законодательством предусмотрен широкий перечень случаев, когда контракт можно заключить с единственным поставщиком, оспорить такие закупки сложно, согласен со Счетной палатой консультант господрядчика. Ранее Минэкономразвития совместно с Минфином и Минпромторгом предложило ввести новый механизм заключения долгосрочных госконтрактов: если предприниматель развивает производство российской продукции, государство будет выкупать его продукцию без торгов, как у единственного поставщика.
Когда отклоняются все заявки, кроме единственной, то контракт заключается по начальной цене, это исключает возможность сэкономить бюджетные средства, говорит гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро, именно сговор участников закупки приводит к низкой экономии средств или ее имитации. Сэкономить средства поможет и перевод всех конкурсов в электронный формат, что расширит доступ к закупкам и уменьшит число отклоненных заявок, рассуждает он.
По-прежнему не решена проблема необоснованных закупок, пишет Счетная палата. «Выявлен целый ряд автомобилей люкс-класса стоимостью от 3 млн до 6 млн руб., которые можно отнести к закупкам с избыточными потребительскими свойствами», - сообщил аудитор Максим Рохмистров, не удалось и избавиться и от коррупционных рисков. Например, в Центре спортивной подготовки сборных команд России установлен факт аффилированности заместителя директора учреждения с организациями, с которыми заключались госконтракты. Нарушения законодательства центром аудиторы оценили в 4,4 млрд руб.: он отказывался закупать продукцию у малых предприятий, не проводил общественные обсуждения закупок на сумму свыше 1 млрд руб., заключал контракты на суммы, значительно превышающие начальную цену. Необходимо отменить коррупционные требования к участникам закупки при проведении конкурса с ограниченным участием, когда перечень оборудования заказчик определяет произвольно в каждом конкретном конкурсе под «своего» подрядчика, предупреждает Габестро. В целом по результатом проверок было выявлено 276 нарушений закона о госзакупках на сумму 39,6 млрд руб.