ВШЭ: коррупция при госзаказе не снижается

Доля наиболее коррупциогенного вида закупок - у единственного поставщика - осталась в 2014 г. высокой: 64,3% при госзаказе, 62,3% - при муниципальном (от общей стоимости контрактов). Конкуренция не выросла - в среднем было подано только две заявки для участия в тендерах. Доля конкурентных процедур, признанных несостоявшимися, остается высокой - около 40%. Сэкономить госзаказчикам и муниципалитетам удалось меньше, чем в 2013 г., - всего 3,8 и 6,9% средств соответственно. Ранее с критикой контрактной системы выступила Счетная палата, по оценке которой федеральный бюджет сэкономил на закупках всего 5%.

С критикой не согласно Мин­экономразвития, которое и готовило реформу. Согласно отчету министерства, федеральный бюджет сэкономил 15% средств. Эксперты ВШЭ проводили анализ на основании данных Росстата, Мин­экономразвития - Федерального казначейства (копия письма казначейства есть у «Ведомостей»), Счетная палата - портала закупок (zakupki.gov.ru).

Счетная палата сама делала расчеты, называет возможную причину расхождения с данными Минэкономразвития его представитель. А данные Росстата менее достоверны, чем сайта zakupki.gov.ru, объясняет он, в том числе по ценам заключенных контрактов. Статистика Росстата официальная, а данные сайта - нет, не согласен первый проректор ВШЭ Александр Шамрин (руководил подготовкой доклада), им можно доверять с большой натяжкой: на сайте много тестовых торгов, есть и технические проблемы - сложно получить данные по единому поставщику, по закрытым торгам. Росстат учитывает все закупки, в том числе закрытые, на сайте же размещаются только открытые сведения, говорит представитель Минэкономразвития, а при закрытых процедурах экономия значительно меньше.

Закон о контрактной системе должен был кардинально реформировать систему закупок, но большая часть нововведений пока не подтвердила свою эффективность, отмечает Шамрин.

Например, новая система вводит этап планирования закупок, но за 2014 г. шесть органов из 81 опубликовали свои подробные и обновляемые графики размещения заказов, 68 - в неструктурированном виде, остальные вообще не сделали этого. Закупки тщательно не планируются, многие остаются неосуществленными. У Минфина в 2014 г. не были размещены 23 извещения об осуществлении закупки из 56 (41%), у Минстроя - 22 из 61 (36%), у Росстандарта - 15 из 22 (68,1%). Представители всех трех ведомств не ответили на запросы «Ведомостей».

У самих поставщиков также есть претензии к закону: 27,4% опрошенных назвали свои затраты на участие в закупках высокими, для 68% опрошенных бизнесменов участие в закупках по новым правилам усложнилось. Больше всего денег и времени участники закупок тратят на получение банковских гарантий (40,3%), на подготовку заявок для участия в процедурах (26,3%), регистрацию на электронной площадке и получение электронной подписи (23%). Сейчас если начальная цена превышает 15 млн руб., то контракт заключается только после предоставления обеспечения в 1,5 раза выше цены контракта. Раньше многие контракты не предусматривали обеспечение исполнения, теперь оно требуется всегда.

Давать оценку действующей контрактной системе преждевременно, так как в 2014 г. закон работал не в полном объеме, говорит начальник управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Татьяна Демидова: новые механизмы - планирование закупок, контроль исполнения контрактов - еще не заработали надлежащим образом. Основные позитивные эффекты от внедрения контрактной системы проявятся только к концу 2017 г., пишут эксперты ВШЭ. Еще предстоит серьезная настройка всех элементов закупочного цикла, говорит Шамрин.








>> Официальный курс евро превысил 57 рублей >> Кыргызстанцы надеются, что вступление в ЕАЭС упразднит термин трудовой мигрант >> В Татарстане будут выпускать запчасти для импортной сельхозтехники