Продажи одежды в России в I квартале сократились вдвое

Продажи одежды и обуви в России в I квартале 2015 г. против аналогичного периода годом ранее сократились на 42% в натуральном выражении и на 19% в денежном - до 523,4 трлн руб., свидетельствуют данные аналитиков Y-Consulting. «Бывает идеальный шторм, а бывает идеальный штиль, как сейчас: нет никаких событий, которые улучшили бы настроения потребителей», - констатирует гендиректор Y-Сonsulting Дарья Ядерная.

Наибольшее падение пришлось на средний ценовой сегмент, т. е. на недорогие бренды, говорит Ядерная: «Многие из таких компаний потеряли до 60% продаж по итогам января - марта». Они закупили коллекции, когда курсы евро и доллара были на максимумах к рублю, а работая с минимальной рентабельностью, они не могут существенно снижать розничные цены, поясняет эксперт.

В апреле, несмотря на стабилизацию курса рубля, спрос не вернулся: в этом месяце продажи одежды и обуви, по данным Y-Consulting, рухнули на 53% в штуках, в деньгах рынок упал на 21% до 142 млрд руб. В апреле закончился сезон распродаж, поддерживавший продажи I квартала, а холодная погода не позволила полностью продать весеннюю коллекцию - сезон оказался провален, поясняет Ядерная.

Всеобщий кризис

В минус ушли как российские, так и иностранные ритейлеры. Выручка крупнейшего продавца спорттоваров в России Adidas за I квартал 2015 г. упала на 34% до 162 млн евро, валовая прибыль - до 83 млн евро (-44,4%). Выручка Marks & Spencer на зарубежных рынках (к ним относится и Россия) сократилась на 3,8% без учета валютного эффекта за 13 недель, закончившихся 28 марта. Франчайзи Marks & Spencer в России пострадал от экономической ситуации, сказано в отчете британского ритейлера. Падение продаж в I квартале и в апреле было, но не такое сильное, как в среднем по рынку, констатирует представитель Sela Юлия Зефирова.

По всем брендам в портфеле BNS Group (управляет российскими сетями Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, TopShop, Mexx и др.) продажи в деньгах остались на уровне прошлого года, но в штуках есть снижение - в среднем на 10−15%, говорит гендиректор компании Денис Богатырев. В более массовых марках падение доходило до 40%, говорит он. По его словам, рост обоих показателей наблюдается у брендов премиального сегмента, например Michael Kors.

Ритейл ужимается

Продавцы одежды и обуви сокращают издержки, закрывая магазины и уменьшая зарплаты, говорит Ядерная из Y-Сonsulting. Многие ритейлеры отправили сотрудников в неоплаченные отпуска с 1 по 10 мая, добавляет она, не называя конкретных имен. «Мы сокращаем расходы, в первую очередь это аренда и персонал, - подтверждает тенденцию Богатырев из BNS Group, оговариваясь: - Для сокращения персонала есть пределы, а работа с арендой требует времени - по договору необходимо предупредить арендодателя за 3−6 месяцев».

После таких негативных результатов апреля Богатырев ожидает новую волну закрытий магазинов осенью. Например, Adidas в 2015 г. планирует закрыть около 200 российских магазинов из-за ухудшения экономики. Его конкурент Puma, сократившая в I квартале выручку из-за развивающихся стран и России в том числе, заявила о повышении в России на 10% оптовых цен и на 25% - розничных. Еще раз она планирует повысить цены во втором полугодии.

Другие ритейлеры, например Sela и Mango, напротив, пытаются удержать оборот, снижая маржу. Покупатель сегодня не готов платить за текущие коллекции полную цену, говорит Зефирова из Sela. Испанская сеть Mango (154 магазина в России) в апреле объявила о снижении розничных цен на 20%.

Когда наступит рост

Ритейлеры рассчитывают на рост продаж летом, в преддверии сезона отпусков, и осенью, с началом нового сезона деловой активности, рассуждает Ядерная. Во втором полугодии рынок должен начать восстанавливаться - люди не могут так долго не покупать, уверена она. Кроме того, по ее словам, осенняя коллекция будет оплачена по текущим валютным курсам и будет дешевле весенней, «чего почти никогда не бывает». Курс рубля стабилизировался, соглашается с ней представитель Sela, на рынке появились возможности: в ближайшие три месяца компания откроет вдвое больше точек, чем планировала, - 10 точек. Открывать новые магазины в России планирует также BNS Group и японская Uniqlo, говорят представители этих компаний.

Все же по итогам 2015 г. российский рынок одежды и обуви сократится на 25−35% в штуках, в денежном выражении его ждет небольшой рост на 3,5−4% примерно до 3,21−3,22 трлн руб., прогнозируют аналитики Y-Сonsulting.








>> Общественность может выбрать названия станций Минского метрополитена >> Начальник пермской полиции Кошелев заработал меньше своего подчиненного >> ЦБ выбирает лекарство для банковской системы