'В России представлено больше марок, чем в Америке'

Инструментарий, который позволит сделать теневой вторичный авторынок прозрачным, разрабатывает ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). Президент РОАД Владимир Моженков, в ходе своего выступления на Третьей конвенции российских автодилеров, заявил, что ассоциация готовит программу, которая позволит сделать так, чтобы автомобили с пробегом продавались только через официальных дилеров.

При этом организация не намерена предлагать государству ввести запрет на продажу подержанных автомобилей из рук в руки. Как пояснили в РОАД, с одной стороны речь идет о создании реальной альтернативы для потребителей, покупающих машину с пробегом, а также о создании условий на вторичном рынке, при которых государство сможет получать дополнительно порядка 14 млрд рублей в виде налогов с продаж подержанных автомобилей. побеседовала с президентом РОАД Владимиром Моженковым и вице-президентом РОАД Андреем Петренко, которые рассказали, как дилеры планируют защищать свои позиции и каково будущее российского авторынка.

- Расскажите, поподробнее, в чем заключается суть инициативы дилеров?

А. П. - Потребители получат подержанные автомобили с прозрачной историей, а дилеры смогут переформатировать свой бизнес по реализации новых машин под продажу автомобилей с пробегом. Предложения РОАД, которые будут вскоре направлены в Минпромторг, касаются разработки чиновниками закона, предусматривающего уголовную ответственность за скручивание пробега, а также финансирования государством разработки программы, которая привлечет людей покупать автомобили у дилеров, а не с рук. У нас в России не предусмотрено наказания за скручивание одометра на автомобиле. В Европе это карается тюремным заключением. Соответственно и в нашем законодательстве нужно прописать ответственность за подобное мошенничество, которое очень часто встречается на вторичном авторынке.

Кроме того, мы намерены предложить государству участвовать в создании единой базы, в которой будет отражаться вся история автомобиля: пройденные ТО, сведения о ДТП, данные о регистрационных действиях и так далее.

Тут мы просто не можем обойтись без государственных административных ресурсов.

- Какой эффект даст создание подобной базы?

А. П. - В перспективе такой инструмент сделает рынок подержанных автомобилей прозрачным. Кроме того, граждане получат право выбора: покупать машину из рук в руки, не имея об автомобиле никакой информации, либо пойти к дилеру, который имеет доступ к базе, и купить подержанную машину у него - дороже, но с прозрачной историей. Из рук в руки продается примерно 2 млн 750 тыс. автомобилей ежегодно.

Если бы потребители покупали эти машины в дилерских центрах, то государство получало бы порядка 14 млрд рублей в качестве налогов. При этом возможные затраты на создание базы мы оцениваем максимум в 20 млн рублей.

- Что будет происходить с ценами на автомобили, будут ли они снижаться пропорционально укреплению курса рубля?

В. М. - В декабре девальвация рубля составила практически 100%. Соответственно, если бы автопроизводители подняли цены пропорционально, автомобили должны были бы подорожать в два раза. Но никто этого не сделал. Компании понимали, что при таком сценарии рынок вовсе бы встал. Таким образом, главы представительств продемонстрировали свою заинтересованность в российском рынке, они уговорили свои штаб-квартиры повышать цены постепенно, чтобы рынок к ним привык.

Мы видели, что у марок, которые подняли цены на 30−40%, продажи практически встали. Те, же кто поднял планку на 15%-20%, даже увеличил свои продажи.

Когда рубль откатывается, многие автопроизводители продают автомобили даже «не в ноль», а в убыток для себя. Кроме того, сейчас сами дилеры начинают давать скидки на автомобили, чтобы оживить продажи. Поэтому потребители увидят подарки, скидки и прочие меры стимуляции от дилеров и импортеров.

- Кто-то из автопроизводителей может уйти вслед за Gеneral Motors?

В. М. - Мы не хотим гадать на кофейной гуще, мы надеемся, что все марки работали. Мы постоянно находимся в контакте с правительством в области разработки предложений о стимулировании спроса. То, что с 1-го апреля Минпромторг запустил две программы господдержки - это очень большое достижение.

- Однако китайские автопроизводители пожаловались, что столкнулись с дискриминацией….

В. М. - РОАД не ведет никакой дискриминационной политики. Для нас не важно, где произведен автомобиль - в Америке, Европе, Китае, России. Мы обязаны их продавать, чтобы у россиян был большой выбор.

Сейчас в России присутствует 53 марки, это больше, чем в Европе. Там китайцев просто нет.

Это больше, чем в Америке, где нет французов и итальянцев. У нас же представлены все эти страны, это большое завоевание новой экономики России. Есть конкурентная борьба, поэтому нужно находить свою нишу. К примеру, конкурентным преимуществом может стать цена или качество. Когда китайцы занимали массовую нишу и играли в дешевом ценовом сегменте, им многое прощалось. Теперь китайские товарищи подняли качество своих машин, но вслед за этим выросла и цена. Но пока россияне не готовы платить деньги за такой автомобиль. Китайцы очень быстрые, гибкие, мы приветствуем то, что они приходят на российский рынок и многих заставляет шевелиться. Но при этом ошибки на рынке никто не прощает.

- В таком случае, позиции каких автопроизводителей будут укрепляться?

В. М.- Произойдет некая сегментация. Целое окно возможностей появится у «АвтоВАЗа», у группы «ГАЗ» и «УАЗа». Все дело в глубокой локализации, остается только правильно ими воспользоваться. Все эти компании будут стараться увеличить свою долю рынка. Второй сегмент - это премиальные бренды. У этих покупателей и уважаемых нами клиентов средства хранятся в долларах или евро. И для них сейчас покупка автомобиля - как подарок, который при этом дешев.

Сейчас российские автомобили в долларовом эквиваленте - дешевле, чем в Америке, где традиционно рынок был самый дешевый.

Третий сегмент - это недорогие автомобили, рассчитанные на массового клиента, людей со среднем доходом. Здесь конкуренция обострится. В целом могу сказать, что дилеры GM страдают с уходом Opel и массовых моделей Chevrolet, а для остальных - это хорошая новость, они займут эту нишу.

- Новые дилерские центры сейчас будут открываться?

В. М.- Да, конечно. Наши ряды пополняются каждый день. Только дело в том, что в среднем от подписания протокола о намерениях до открытия дилерского центра проходит 2,5−3 года. Поэтому сейчас открываются те предприятия, которые получили франшизу в 2012-2013-х годах. Но и сейчас поступают заявки о получении дилерства. К примеру, на «АвтоВАЗе» сейчас рассматривается порядка 400 таких обращений. Есть они и по ряду других брендов.

- Автопроизводители будут как-то поддерживать своих российских дилеров, которые оказались в затруднительном положении?

В. М. - Мы выступаем с просьбой снизить требования к дилерам и на время этого трудного периода, чтобы сохранить дилерскую сеть. К примеру, мы просим не расширять дилерскую сеть, не изменять корпоративные стандарты, не заставлять нас делать серьезный ремонт в салонах и оградить от различных ребрендингов. Такие моменты были, но диалог у нас налажен.

- Что будет владельцами автомобилей Chevrolet и Opel в связи с сокращением своего присутствия на российском рынке компанией GM? Все они смогут рассчитывать на достойное сервисное обслуживание?

В. М.- Сейчас над этим вопросом работает пул консультантов, который назначен для работы с дилерами GM. Я думаю, что они эту ситуацию решат. Иначе иски начнут подавать физические лица. Сейчас на дорогах России бегает примерно 2,3 млн автомобилей GM. Как один из лидеров мирового автопрома компания обязательно должна выстроить свои отношения с покупателями и дилерами. Я уверен, что каждый дистрибьютор GM останется сертифицированным дилерским предприятием, который будет проводить гарантийное и сервисное обслуживание.








>> Рынки акций развивающихся стран подскочили до максимума за полгода >> Дорого жить: что и насколько подорожало в Приморье с начала 2015 года >> Сафонов: круизным лайнерам в свободном порту Русского нужны причалы